Визуальная иерархия в веб дизайне: гайд для начинающих

UX/UIВеб-дизайн 12.05.2025

Визуальная иерархия в веб дизайне: гайд для начинающих

Если вы только начинаете осваивать основы веб-дизайна, важно понять один из ключевых принципов — визуальную иерархию. Этот термин звучит сложно, но идея очень проста. Визуальная иерархия в веб дизайне — способ организации элементов на странице таким образом, чтобы сразу было понятно, что на сайте главное, а что второстепенное. Иными словами, это то, как дизайн направляет взгляд посетителя: к чему пользователь должен сначала привлечь внимание, а что можно заметить позже.

Почему визуальная иерархия важна в UI

Представьте сайт, на котором все элементы одинаково яркие и большие. Пользователю было бы трудно разобраться, куда смотреть в первую очередь. Хорошо выстроенная визуальная иерархия, напротив, словно говорит: "Сначала обрати внимание вот на эту часть, она важнее всего. А потом можешь посмотреть на остальное". В результате сайт с продуманной иерархией кажется понятным и удобным — посетитель быстро находит нужную информацию и не теряется в море контента. Неудивительно, что визуальная иерархия — один из базовых принципов веб-дизайна, которому уделяют внимание в любом учебнике. В рамках веб-дизайна для начинающих особенно важно научиться выделять главное на сайте с помощью простых визуальных приемов.

Визуальная иерархия в веб дизайне.
В этом примере соблюдаются основные правила организации визуальной иерархии
Пришлось постараться чтобы сделать каждый элемент на сайте примерно одного размера (и ухудшить иерархию)

Давайте разберем основные принципы визуальной иерархии и посмотрим, как применить их на практике. Мы объясним все максимально просто и приведем примеры — как из реальных популярных сайтов, так и из воображаемых ситуаций — чтобы вы смогли легко представить, как это работает.

Размер и масштаб в веб-дизайне

Размер элементов — один из самых очевидных инструментов визуальной иерархии в веб дизайне. Большие элементы, как правило, сразу привлекают к себе внимание, тогда как маленькие остаются на втором плане. Это заложено в нашей психологии: мы подсознательно считаем более крупный объект более важным. В веб-дизайне этот принцип используется постоянно. Например, заголовки страниц или разделов делают крупнее, чем основной текст, чтобы сразу показать их значимость.

Представьте страницу Википедии: название статьи написано самым большим шрифтом наверху, и вы сразу понимаете тему страницы. Ниже идут подзаголовки поменьше и обычный текст еще меньшего размера. Так с первого взгляда ясно, что является заголовком, а что — содержанием.

Визуальная иерархия в веб дизайне - типографика
Яркий пример визуальной иерархии — weareathleats.com (секция отзывов). Посмотрите как здорово элементы отличаются друг от друга по размеру, и как это позволяет хорошо считывать всю структуру секции.

Еще пример: на сайте интернет-магазина название продукта и цена часто выделяются размером. Название товара может быть крупным и заметным, чтобы покупатель понял, о каком товаре идет речь, а цена — тоже довольно крупная, ведь это важная информация для решения о покупке. Описание товара при этом пишется более мелким шрифтом, не отвлекая от названия и цены. Если же сделать все тексты одинакового размера, они сольются, и пользователь не сразу поймет, где важные сведения, а где подробности. Правило размера простое: ключевые элементы (заголовки, цены, кнопки) должны быть крупнее, чем второстепенные детали.

Наглядное применение этого правила ищите на alpinehearingprotection.com. Все важное должно быть крупнее (заметнее), чем второстепенное.

Цвет как средство визуальной иерархии в веб дизайне

Цвет в дизайне — мощный инструмент, который помогает расставить акценты. Яркие или контрастные цвета привлекают взгляд сильнее, чем блеклые и нейтральные. Используя цвет, дизайнер может показать, что на сайте важно, а что — вторично. Представьте страницу, выполненную в спокойных серо-синих тонах, и на ней одну ярко-оранжевую кнопку. Естественно, глаза сразу остановятся на этой оранжевой кнопке. Не случайно на многих сайтах кнопки призыва к действию (например, "Купить", "Подписаться", "Отправить") делают броского цвета, который выделяется на фоне остального дизайна.

Возьмем конкретный пример: на Amazon кнопка "Add to Cart" ("Добавить в корзину") традиционно ярко-оранжевая на фоне в основном бело-серого интерфейса. Благодаря этому решению пользователь мгновенно видит, где нажать, чтобы купить товар. Яркий цвет сигнализирует: "нажми сюда".

Визуальная иерархия в веб дизайне - цвет кнопок
Те самые кнопки на amazon.com
Но не всегда надо использовать кричащие цвета. Вот владельцы hashnode.com точно знают, на какую кнопку следует нажимать их пользователям в первую очередь 🙂. И обходятся только нейтральными оттенками.

Другой пример — уведомления об ошибках или важной информации. Их часто выделяют красным цветом, потому что красный ассоциируется с предупреждением и автоматически привлекает внимание.

В то же время не стоит злоупотреблять цветом

если сделать яркими слишком много элементов, глаза разбегутся. Лучше выбрать один-два акцентных цвета для самых важных вещей, а остальное оформить более нейтрально. Тогда цветовое выделение будет работать эффективно.

Контраст в веб дизайне

Контраст — это различие между элементами, которое делает одни объекты более заметными по сравнению с другими. Обычно говоря о контрасте в веб-дизайне, подразумевают в первую очередь цветовой контраст (например, темный текст на светлом фоне или наоборот). Контрастный элемент сразу "выпрыгивает" из окружения. Хороший пример контраста — черный текст на белом фоне: его легко читать, потому что черный и белый максимально противоположны. Если бы текст был светло-серым на белом фоне, читать было бы намного сложнее — низкий контраст плохо для восприятия.

Кажется, seccosquared.com использует контраст как основной прием. Посмотрите как с помощью цвета и размера страница ловко выделяет основную информацию. Просто супер!

Контраст важен не только для читабельности, но и для акцентов. Представьте, что у вас на сайте темно-синяя шапка (верхняя полоса) и на ней белый логотип и белое меню. Белый на синем — контрастный, поэтому логотип и пункты меню четко видны. Но вот рядом вы размещаете кнопку "Войти" тоже белого цвета. Она может затеряться, если вокруг тоже светлые элементы. Решение: сделать кнопку, например, ярко-желтой. Желтый на синем — высокий контраст по цвету, плюс сама кнопка отличается по форме от текста меню. Теперь она точно бросается в глаза. Контраст можно создавать разными способами:

  • Через цвет (как в примере с желтой кнопкой на синем фоне);
  • Через разницу в яркости (например, светлый элемент на темном фоне или наоборот);
  • Через форму (необычная форма элемента выделит его среди стандартных форм);
  • Через размер или шрифт (скажем, один очень крупный или жирный заголовок рядом с мелким тонким текстом).
Визуальная иерархия в веб дизайне - примеры

Главное — обеспечить, чтобы самые важные части страницы контрастировали с окружением и не сливались с фоном.

Расположение элементов

Расположение или позиция элементов на странице тоже влияет на их заметность. Наш взгляд двигается по экрану определенным образом, и дизайнер может использовать это в своих целях. Обычно люди читают веб-страницу сверху вниз и слева направо (в культурах с таким письмом, как у нас). Поэтому то, что находится ближе к верхней части страницы, увидят раньше, чем то, что внизу. Также мы часто сканируем страницу по так называемому F-образному паттерну (сверху вниз по левой стороне, отмечая заголовки, и понемногу двигаясь вправо). Зная это, важно разместить ключевую информацию в тех зонах, куда пользователь посмотрит в первую очередь.

F-паттерн в веб-дизайне. Примерно в таком порядке люди привыкли изучать информацию на сайтах.

Пример из жизни: главная страница Airbnb стартует с большого изображения и строки поиска по центру. Заходя на сайт, мы сразу видим красивое фото (оно задает настроение) и строку поиска жилья — центральный элемент сервиса. Поскольку поисковая форма расположена в верхней видимой области и еще и выделена размером, пользователь начинает взаимодействие с сайтом именно с нее.

Главная страница Airbnb

Другой пример — новостные порталы: самые важные новости ставят наверху страницы, иногда в специальном большом блоке с крупным заголовком и изображением, потому что знают — это первое, что увидит посетитель. Менее важные новости идут ниже, меньшими блоками.

Принцип близости в UI дизайне

Важно и взаимное расположение объектов. Элементы, которые сгруппированы близко друг к другу, воспринимаются как связанные между собой (это принцип близости). Например, кнопка "Подробнее" обычно находится прямо под кратким описанием продукта, поэтому ясно, что она относится именно к этому описанию. А если кнопка окажется далеко или в стороне, пользователь может не понять, к чему она привязана. Также стоит учитывать, что элемент, окруженный пустым пространством (о котором далее), визуально отделяется от других и привлекает больше внимания, чем элемент, зажатый среди множества объектов. Вот наша подробная статья на эту тему.

Самое простое объяснение правила близости. Это самое первое из правил, которым мы учим на нашем курсе по веб-дизайну

Белое пространство в веб-дизайне

Белое пространство (оно же негативное пространство) — это пустые участки страницы вокруг элементов: поля, отступы, промежутки между блоками и строками текста. Начинающие дизайнеры иногда стремятся заполнить каждый уголок экрана информацией, боясь "пустоты". Но на самом деле пустота играет огромную роль в визуальной иерархии. Белое пространство словно дает "воздух" дизайну и выделяет важные объекты, окружающие их своеобразной рамкой. Когда вокруг элемента есть свободное место, этот элемент сразу бросается в глаза, потому что ничто не отвлекает от него внимание.

Самый наглядный пример — главная страница Google. Почти весь экран — это чистый белый (пустой) фон. В центре — только логотип Google и поле поиска. Благодаря такому обилию белого пространства, поисковая строка моментально фокусирует на себе все внимание пользователя. Если бы вокруг нее разместили кучу текста, ссылок и баннеров, найти сам поиск было бы непросто.

Главная страница google — образец грамотного использования белого пространства

Другой пример: сайт Apple. Обычно на их страницах много свободного места вокруг изображений продуктов и минимум лишнего текста. За счет этого, заходя на страницу нового iPhone, вы прежде всего видите сам телефон и его название — ничего не мешает, взгляд не рассеивается.

Белое пространство в веб-дизайне помогает разделять блоки информации и создавать визуальный порядок. Когда элементы "не налезают" друг на друга, страницу легче сканировать, а важные части дизайна сразу заметны.

Для практики можно сделать такой эксперимент

Возьмите любой перегруженный текстом и картинками блок и добавьте вокруг него побольше отступов, уберите парочку лишних деталей. Вы увидите, что оставшиеся элементы начинают смотреться более значимо. Это и есть сила негативного пространства.

Типографика в IU дизайне

Типографика в веб-дизайне — это все, что связано со стилем текста. Это шрифты, размеры, начертания (жирный, курсив), межстрочные интервалы и т. д. Грамотная типографика напрямую создает визуальную иерархию текста на странице. Даже если у вас только текст, сайт можно оформить так, чтобы было понятно, что важнее.

Этот принцип пришел из печати. Заголовок статьи всегда крупнее подзаголовка, а подзаголовок, в свою очередь, крупнее обычного параграфа. В веб-дизайне то же самое: название страницы (H1) делают большим и броским, подзаголовки разделов — чуть меньше (но тоже заметными, часто полужирными), а основной текст — еще мельче, обычного начертания. Благодаря такой типографической иерархии в веб дизайне посетителю легко пролистывать страницу и понимать структуру контента.

Легендарная картинка с размерами текстов из дизайн системы Material второй версии.

Кроме размеров, важны и другие аспекты шрифта. Контраст шрифтов или начертаний также помогает выделять фрагменты текста. Например, ключевую фразу можно сделать полужирной, и даже среди однородного текста она сразу привлечет внимание.

Не только размер шрифта, но и цвет

Цвет шрифта тоже важен: заголовок может быть черным, а менее важный подзаголовок — серым. Это нужно чтобы визуально не спорить с заголовком. Главное — использовать шрифтовое оформление последовательно. Если все заголовки на сайте выглядят одинаково (скажем, один и тот же шрифт и цвет для всех H2), то пользователь быстро поймет, что элементы, оформленные таким стилем, — это названия разделов. Если же в одном месте заголовок оформлен одним стилем, а в другом — другим, возникнет путаница. Так что типографика должна не только создавать акценты, но и быть единообразной по всей странице.

Визуальная иерархия в веб дизайне - цвет текста
Загляните на сайт gradient-labs.ai и обратите внимание на связку "заголовок + подзаголовок". Иерархия тут работает не только на уровне размера, но и цвета

Наконец, не забывайте о читабельности. Как бы красиво ни выглядел шрифт, если текст сложно читать, иерархия рушится, потому что пользователь просто пропустит ту часть, которая нечитабельна. Всегда выбирайте размеры и гарнитуры (наборы шрифтов) с учетом удобства для глаз: достаточно крупный кегль для основного текста, хорошее межстрочное расстояние, контрастный цвет шрифта к фону. Тогда ваша иерархия, выстроенная при помощи типов и размеров шрифта, действительно сработает. А подробнее прочитать о том, как подобрать шрифт для сайта можно в нашей отдельной статье.


Заключение

Визуальная иерархия — это ваш помощник в создании понятного, дружелюбного интерфейса. Если все сделано правильно, пользователь даже не задумывается о дизайне: он просто мгновенно видит, где главное, и интуитивно двигается по странице так, как вы задумали. Новичкам в веб-дизайне важно помнить, что хороший сайт — это не только красивые цвета и шрифты, но и четкая структура подачи информации.

В конце держите краткий чек-лист, который поможет проверить визуальную иерархию вашего дизайна:

  • Выявите главное. Сначала определите, какой элемент или информация на странице самая важная. Убедитесь, что вы визуально выделили ее больше всего (размером, цветом, местоположением).
  • Распределите уровни значимости. Распланируйте, что должно бросаться в глаза во вторую, третью очередь и так далее. Примените к этим элементам чуть менее яркие или крупные решения, чем к главному, но все же заметные.
  • Проверьте читабельность. Все важные тексты должны легко читаться. Контраст между текстом и фоном достаточный? Шрифт не слишком мелкий?
  • Используйте цвет аккуратно. Акцентные цвета применены только к действительно важным кнопкам или деталям, а не ко всему подряд. Если убрать цвет, структура все равно должна читаться за счет размера и расположения.
  • Не переборщите с деталями. Лучше меньше, да лучше. Убедитесь, что на странице нет лишних отвлекающих элементов. Белое пространство — ваш друг: не бойтесь оставить пустые поля вокруг важного блока.
  • Соблюдайте единообразие. Заголовки, ссылки, кнопки — все элементы одного уровня важности должны выглядеть одинаково (в одном стиле) по всему сайту. Это поможет пользователю мгновенно их узнавать.

Применяя эти принципы, вы создадите дизайн, который "ведет" посетителя по странице, облегчая ему жизнь. А довольный и не растерявшийся пользователь — цель любого сайта.

Ну и по традиции — приглашаем на наш огромный курс по веб-дизайну! Там все по полочкам 🙂

Читайте также:

Хотите быть в курсе событий?

Подпишись на e-mail рассылку! Там всё только по делу-)

    Email