Люди не читают, они сканируют: как заставить человека прочитать текст на сайте

UI/UX дизайнВеб-дизайнСтатьи 01.02.2024

Люди не читают, они сканируют: как заставить человека прочитать текст на сайте

Вы задумывались над тем, как на сегодняшний день изменился процесс потребления информации? Мир меняется ежесекундно, и мы, поглощая тонны информации ежедневно, меняемся вместе с ним. Почему, год от года, люди не читают большие объёмы текста и становится все сложнее читать и запоминать?

Увы, человеческий мозг не способен запомнить всю проходящую в него информацию. Он очень ленивый, и поэтому он стремится как можно эффективнее усваивать информацию.

В контексте развития цифровых технологий это значит, что теперь люди сначала поверхностно сканируют текст, и только потом принимаю решение читать его полностью или нет. В этой статье мы разберем, как человеческий мозг ориентируется в тексте цифровых интерфейсов и как нам, веб-дизайнерам, обеспечить более простую навигацию по нему. Кстати, если вы только хотите начать заниматься веб-дизайном, но ничего не знаете, то приглашаем вас прочитать эту статью.

Проведите небольшой эксперимент над собой: после длительного нахождения в онлайне попробуйте почитать художественную книгу. Сколько страниц удалось прочитать вдумчиво, не отвлекаясь?

Исследования: как мы изучаем тексты, и почему люди не читают, а сканируют

«Люди не читают ваш сайт, они его сканируют!». К такому выводу пришли специалисты из Nielsen Norman Group, проведя многочисленные исследования в области поведения пользователей интернета c 1997 по 2020 год. Выводы его однозначны: привычки людей остаются прежними, даже несмотря на то, что веб-дизайн постоянно меняется.

В ходе исследования были проведены наблюдения и анализ поведения пользователей при просмотре различных веб-сайтов. Основной акцент делался на способе, которым пользователи воспринимают информацию на страницах, какую информацию ищут, как быстро они могут определить, соответствует ли страница их потребностям и интересам, а также какие факторы влияют на их решение остаться на странице или перейти к другому источнику.

Люди не читают ваш сайт, они его сканируют

(пример с официального сайта Nielsen Norman Group “How People Read Online: New and Old Findings”, 2020)

 

Исследования показали, что поведение пользователей при взаимодействии с веб-страницами сосредоточено на быстром сканировании контента и поиске ключевых слов и фраз.
Пользователи формируют первое впечатление о странице на основе визуального восприятия и предпочитают видеть четко выделенные заголовки, подзаголовки и списки для быстрого определения интересующей информации. Важность удобного пользовательского опыта и организации контента состоит в том, чтобы позволить пользователям быстро и легко находить нужную информацию, предоставляя привлекательный и информативный дизайн, способствующий удержанию внимания и продолжению чтения.

Больше информации об этих исследованиях вы можете найти на официальном сайте Nielsen Norman Group.

Как помочь человеку облегчить чтение на сайте

Дизайнерам, необходимо ответственно подходить к хорошему восприятию текста на сайте. Вот несколько ключевых аспектов, которые пригодятся дизайнеру при написании текстов:

1. Разбейте текст на абзацы

Сплошной текст сложно воспринимать, разделите его на «порции». Учитывайте, что пользователь может прочитать с комфортом 4-5 абзацев, а дальше ему понадобится перерыв.

2. Добавьте заголовки, выделите важное

Так как пользователи не читают весь текст целиком, то добавьте якоря с основными мыслями в виде заголовков.

Люди не читают ваш сайт, они его сканируют

3. Длина строки

Слишком длинные строки, как и слишком короткие, не позволят пользователю хорошо отсканировать текст. Лучше придерживаться оптимальной ширины строк (60 — 85 символов на компьютере / 30 — 40 символов на телефоне).

 

4. Примените паттерны поведения, учитывая что люди не читают, а сканируют

Использование паттернов позволит схематично расположить текст так, чтобы пользователям было удобно его сканировать. Один из самых распространенных паттернов — F-паттерн. Так же с недавнего времени к популярности пришли Lawn-mower паттерн (паттерн «газонокосилки») и Pinball-паттерн.

Пример почему люди не читают, а сканируют сайт(F-паттерн, Nielsen Norman Group “How People Read Online: New and Old Findings”, 2020)

(Паттерн «газонокосилки» (слева) и Pinball-паттерн (справа), Nielsen Norman Group «How People Read Online: New and Old Findings», 2020)

 

Интересный факт — Для визуального понимания неважно, в каком порядке идут буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буква стояли на своих местах. Остальное наш мозг додумывает сам. Однако этот феномен восприятия текста нашим мозгом не стоит использовать. 

Резюмируя

Современные цифровые технологии изменили восприятие текста, и люди стали сканировать контент, а не читать его полностью. Исследования показывают, что пользователи проводят всего несколько секунд на странице и выбирают ключевые моменты для внимательного изучения. Для дизайнеров интерфейсов это означает необходимость создавать тексты с понятной структурой, используя заголовки, абзацы, выделения и паттерны для лучшего восприятия. Понимание этих особенностей позволит создавать сайты с улучшенным пользовательским опытом и более эффективной коммуникацией информации.

И если вы хотите стать профессионалом в веб-дизайне, то приглашаем на наши курсы! Напишите в наш Telegram и мы ответим на все ваши вопросы

Хотите быть в курсе событий?

Подпишись на e-mail рассылку! Там всё только по делу-)

    Email